Возьму на себя смелость утверждать, что главный мотив русского кладбища - надорванность. Термин «надорванность» взят мною у Достоевского. Правда, писатель применял это слово к русской душе. Оно хорошо определяет ощущение непреодолимой пропасти между вершинами духа и физическими возможностями. Все-таки кладбище всего лишь материальный артефакт, создаваемый человеческими руками, но слова типа «брошенность», «запустение» - в данном случае не подходят. Одновременный порыв к Великому и боль от невозможности этого величия достичь... У своеобразного культурного конгломерата «русское кладбище» есть «болевые точки». Они чаще всего приходят в соприкосновение с бытием, отчего бросаются в глаза; из них, собственно, и собран стереотипный образ, питающий наше воображение. Я бы отметил четыре основных грани: 1) Двоеверие. Соединение православия с рудиментами язычества рождает неповторимый «букет», иногда довольно милый, а порой и противный. К предрассудкам, пришедшим из тьмы веков добавлены новые предрассудки, рожденные современной мифологией. 2) Совершенное пренебрежение нормами, установленными церковью, а также некоторыми светскими традициями. 3) Бытовое пьянство. 4) Большой уровень миграции населения, что отражается прежде всего на глубине памяти поколений. У кладбища есть еще стороны жизни, которые можно разглядеть только всматриваясь пристально. Эти грани «тихого» существования места упокоения усопших. Исследование ( даже не слишком глубокое, которое представляет данное издание) неприметных граней русской кладбищенской культуры способно принести немало открытий. Но вынужден очертить еще круг проблем, которые окажутся вне сферы нашего внимания: 1) За гранью обозримого останутся тайны смерти и, соответственно, жизни. Автор в процессе работы все более убеждался, что кладбище - место, где не так уж и часто вспоминают о смерти. Кладбище - особенно в русском варианте - место общения живых с умершими (но отнюдь не с мертвыми, согласитесь, «умерший» и «мертвый» - понятия разные). Из этого не следует, что в нашем сознании смерть ассоциируется с абсолютным небытием. Материя сия весьм
В любом конце Света кладбища, по сути, одинаковы. Мертвых, как правило, собирают в одном месте, отмечают место определенными знаками и регулярно посещают его с целью общения с умершими. Приходят именно пообщаться; если Вам не нравиться слово «общаться» по отношению к умершим (т.е. Вы материалист), осмелюсь напомнить, что коммуникация возможна и в одну сторону - «симплексом» (термин из области связи). Вы как бы сообщаете что-то своему родственнику или близкому, которого в сущности уже не существует, но при этом не ждете никакого ответа. Специалисты по ответам - всевозможные спириты и медиумы, к каковым автор себя не причисляет и более того: сам старается держаться от них подальше. Поведение живого и нормального человека на кладбище есть своего рода духовное общение. Даже в темные времена, когда мертвецов боялись (написал - и сам над собою смеюсь: как будто бы сейчас мертвых бояться только дети), способы общения с умершими были весьма разнообразны. Начать хотя бы с того, что «умер» и «ушел» до сих пор являются синонимами. То же привычный обряд поминовения, который выполняем автоматически, корнями своими проникает во тьму тысячелетий и замешан он в большой степени на элементарном страхе. Если все кладбища мира выстроить в некий воображаемый ряд, то наш, русский пантеон стоит где-то сзади. Но в сравнении чего с чем? Есть почти европейское Новодевичье кладбище в Москве, бывшее европейское Смоленское кладбище в Петербурге, есть маленькие старообрядческие погосты в Нижегородской области, да в общем каких только кладбищ нет в пределах нашей необъятной Родины, да и за ее пределами. Они очень разные. Поэтому автор, как минимум, не будет пытаться создавать «универсальный» образ русского кладбища, это бессмысленно. Но есть смысл в выведении некоторых характерных черт, особенностей кладбищ России.
Только лишь при произнесении словосочетания «русское кладбище» большинство из нас представляет себе перекошенные кресты, разграбленные склепы, шикарные гробницы сильных мира сего или еще что-то в этом роде. Наше государство слишком долго развивалось в двух ипостасях. В течение столетий культуры элиты и быдла вполне мирно сосуществовали, перекликаясь в чем-то и даже взаимообогощаясь. Одновременно с потрясающей нищетой Россия рождала достаточное количество гениев, у нас есть даже специальные кладбища для гениев («Литераторские мостки» на Волковом кладбище, например). Если мы и даем Миру гениев, то уж наверняка в каждой грани нашей национальной культуры есть черты гениальности. Кладбищенская культура в этом смысле не исключение.
Предуведомление
также можно посмотреть альбом "Исторические кладбища Москвы"
полностью альбом "Русское кладбище" смотрите
Русское кладбище
Для того, чтобы скачать книгу в FB2, достаточно кликнуть на названии:
Активные ссылки на книги, которые я постепенно перевожу в удобочитаемую форму (просто надо кликнуть по картинке):
Библиотечка в форматах FB2 и PDF:
Другой ресурс автора (он о фотографии):
Не забывайте, пожалуйста, что на территории РФ действует Авторское право, согласно которому чужое тырить нехорошо. Впрочем, некоммерческое использование текстов, их фрагментов или фотографических изображений автор всячески приветствует.
Михеев Геннадий Александрович
Знакомьтесь: Россия...
Русское кладбище / Главная /
Комментариев нет:
Отправить комментарий